Виртуальная версия Дня памяти А.С. Пушкина «Нет, весь я не умру…».

10.02.2021

Сегодня, 10 февраля – День памяти величайшего поэта России А. С. Пушкина. 29 января по старому стилю 1837 года перестало биться его пламенное сердце. Мы предлагаем вашему вниманию виртуальную версию литературной встречи «Нет, весь я не умру…», посвящённую памяти А. С. Пушкина, Поэта и гражданина.


Пушкин всем нам оставил в наследство своё творчество: искромётное, лучезарное, проникнутое любовью и преданностью Родине. Гений не умирает, мыслями своими он навсегда остаётся среди живущих. И сегодня мы вспомним Поэта с радостью в сердце, потому что каждый человек находит в его произведениях что-то лично для себя, а значит, Поэт не уходил от нас никогда. С нами его произведения, с нами его портреты. Сегодня именно они будут рассказывать нам о жизни Пушкина, будут свидетелями его размышлений и надежд.


Миниатюра ,была написана в то время, когда Пушкин был еще ребенком. Наиболее вероятный автор - генерал Ксавье де Местр, добрый знакомый родителей будущего поэта.
«...Саша был большой увалень и дикарь, кудрявый, со смуглым личиком, не слишком приглядным, но с очень живыми глазами, из которых так искры и сыпались...» (Из воспоминаний Е.П.Янькова.)
А.С. Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве. Любовь к творчеству передалась по наследству от старшего брата отца Василия Львовича Пушкина. Отец тоже любил иногда почитать свои стихи перед близкими друзьями. Чтобы понять, что именно закладывалось в самом первом периоде Мама, Надежда Осиповна была любимым и желанным ребенком в семье своих родителей. Брак между ней и Сергеем Львовичем был заключен по взаимной любви и симпатии. Современники Александра Сергеевича говорили: «Пушкины жили весело и открыто». Детство Александра Сергеевича Пушкина проходило вместе с любимой сестрой Ольгой, которая была на год его старше. До поступления в Лицей все они проживали в Москве. Основным другом и старшим помощникам детей была няня Арина Родионовна. Изначально она была приставлена к Ольге, а у Александра была другая – Улиана. Основным занятием мальчика было зачитывать по ролям комедии. Представление обычно демонстрировалось сестре Ольге. Попытки писать были начаты еще в 9 лет. Сначала на французском языке, так как гувернеры были французами и главной направленностью своих уроков считали обучению именно этому языку. Русскому же языку обучали бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна. У маленького Пушкина была потрясающая память. Сказки няни он рассказывал дословно, запоминал все на лету.


Предполагаемый автор этого акварельного портрета, выполненного около 1815 года - лицейский учитель рисования Сергей Гаврилович Чириков.
Брат поэта Л. С. Пушкин вспоминал: «… лицо его было выразительно и одушевлено, ростом он был мал, но тонок и сложен необыкновенно крепко и соразмерно...» Рост Пушкина в зрелом возрасте известен точно – 166,64 см (два аршина и пять с половиной вершков).
Гравюра с этого портрета была выполнена на меди художником Е.Гейтманом для первого издании "Кавказского пленника" (1822 года) с лицейского рисунка. Почему-то Пушкин выбрал для иллюстрации романтической поэмы образ себя шестнадцатилетнего.


На изображении В.А.Жуковский, А.С.Пушкин, П.А.Вяземский

Очень хорошо отражает состояние души юного Пушкина стихотворение его друга П. А. Вяземского:

Поэтической дружины
Смелый вождь и исполин!
С детства твой полет орлиный
Достигал крутых вершин.
Помню я младую братью,
Милый цвет грядущих дней:
Отрок с огненной печатью,
С тайным заревом лучей
Вещий отрок, отрок славы,
Отделившись от других,
Хладно смотрит на забавы
Шумных сверстников своих.
За ветвистою палаткой
Соловей ли в тьме ночной,
С свежей негой, с грустью сладкой,
Изливает говор свой;
Взор красавицы ль случайно
Нежно проскользнет на нем, —
Сердце разгорится тайно
Преждевременным огнем;
Чуткий отрок затрепещет,
Молча сердце даст ответ,
И в младых глазах заблещет
Поэтический рассвет.
Там, где царскосельских сеней
Сумрак манит в знойный день,
Где над роем славных теней
Вьется царственная тень.


В 1826 году - уже по возвращению из ссылки - Пушкин заказал два своих портрета Иосифу-Евстафию Вивьену, преподававшему рисование в Московском Дворцовом архитектурном училище. Спокойно и достойно взирает поэт на всех нас: уже пережиты Южная ссылка, ссылка в Михайловское, гибель друзей-декабристов…На сердце тяжесть от судеб знакомых и товарищей, сосланных в Сибирь. Куда далее проложить свой путь? И этот немой вопрос прекрасно передает на портрете Вивьен и стихотворение А.С. «Пророк»:

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами лёгкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полёт,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассёк мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнём,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Картина, ставшая одним из самых ярких и известных портретов русского поэта, была написана в 1827 году с натуры и до сих пор овеяна слухами и легендами. Например, достоверно неизвестно, кто заказал мастеру портрет. Существует несколько версий об этом, но наиболее распространены среди них две.

Говорят, что заказчиком портрета был Соболевский, друг семьи Пушкиных, который хотел видеть своего товарища в домашнем виде. Согласно второму мнению, поэт сам заказал данную картину и подарил ее товарищу. Еще одна легенда связана с тем, что полотно отправили Соболевскому, который находился за границей, его подменили копией. Князю Оболенскому «Пушкин» попался на глаза в одной лавочке в середине 19 века, Тропинин авторство подтвердил, а саму работу выкупили.
Изображение русского поэта написано в отличительной манере Тропинина – камерной домашней обстановке. Примечательно, что он не рисует людей в официальных служебных мундирах и фраках для приема, художник предпочитает домашнюю одежду.
Если вы посмотрите на портрет Пушкина, то увидите характерную для произведений художника домашнюю непринужденную свободу. Из-под халата выглядывает белая рубаха, а шейный платок повязан свободно. Некоторую торжественную античность придают широкие складки домашней одежды, а вся поза поэта наполнена внутренним чувством собственного достоинства и гордостью. Халат олицетворяет не праздную негу, а свободу человеческого выбора. Тропинин смог передать внутреннюю собранность поэта, сочетая ее с харизмой и вдохновенными глазами. Художник тонко чувствовал человеческую душу и сумел ее воплотить на холсте. Гений Пушкина и талант Тропинина совпали и слились как нельзя лучше.

Портрет был заказан другом Пушкина, Дельвигом. Пушкин позировал Кипренскому в июне-июле 1827 года в Шереметевском дворце. Впервые картина экспонировалась на выставке Академии художеств . На правое плечо поэта накинут клетчатый шотландский плед — этой деталью художник обозначает связь Пушкина с Байроном, кумиром эпохи романтизма. Портрет выполнен с «предельной завершённостью», тщательной отделкой деталей, что было вообще характерно для последних лет работы Кипренского. Цветовая гамма строго уравновешена. Художник передаёт ощущение торжественной тишины, подчёркивающей значительность встречи с поэтом. После смерти Дельвига Пушкин купил портрет у его вдовы, Софьи Михайловны. На последней квартире Пушкина в доме Волконской на Мойке работа Кипренского висела на видном месте. После смерти поэта картина хранилась у Н. Пушкиной, а от неё перешла к сыну Александру. Пушкин написал по этому поводу стихотворение «Кипренскому».

Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, —
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.

Общеизвестно, что Пушкин считается создателем современного русского литературного языка. Пушкин сделал русский язык совершенным, языком мирового уровня. Поэтому ясно, что «говорить по-русски» означает «говорить на пушкинском языке». Создание Пушкиным единого национального литературного языка подготовило почву для творчества последующих писателей. «Нет сомнения, — справедливо говорил И.С. Тургенев, — что он (Пушкин) создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением». Еще при жизни Пушкина, в 1832 году, Гоголь сказал о нем: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет». Ещё при жизни поэта стали называть гением, в том числе печатно. Со второй половины 1820-х годов он стал считаться «первым русским поэтом» не только среди современников, но и среди русских поэтов всех времён. Выстрел Дантеса оборвал жизнь гения на полпути, но навсегда останутся с нами произведения Пушкина, светлые и солнечные, жизнеутверждающие и бесконечно талантливые. А портреты поэта помогают нам понять его мятежную душу, наполненную любовью и добром.


И в завершении нашей виртуальной встречи – духовное завещание нам всем – стихотворение«Памятник»


Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.