Выставка «Дом над прудом». Живопись Н.С. Гончаровой

Достижения русского художественного авангарда начала XX века являются одной из наиболее плодотворных глав в истории современной живописи. «Амазонка русского авангарда»- по меткому определению сотрудников нью-йоркского Музея Гуггенхайма -Н.С.Гончарова вошла в историю как талантливый живописец, график, иллюстратор книг, театральный художник, крупнейший мастер неопримитивизма.

Н.С.Гончарова родилась в Тульской губернии в известной дворянской семье, принадлежавшей роду Гончаровых и приходилась двоюродной правнучкой жене А.С.Пушкина Наталье Николаевне Гончаровой. В 1901 году она поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение П.П.Трубецкого, но, успешно овладев навыками скульптура и даже удостоившись малой серебряной медали за одну из работ, выйдя из училища в 1909 году, к скульптуре больше не обращалась, а всецело посвятила себя живописи. В 1900-е годы Гончарова начала заниматься живописью в мастерской Константина Коровина, где познакомилась со своим будущим мужем , учеником Коровина и будущим художником-модернистом М.Ф.Ларионовым.

В 1908 году Наталья Сергеевна побывала в Полотняном Заводе , родовом имении своих предков ( прадед художница С.Н.Гончаров был родным братом Н.Н.Пушкиной, жены поэта). В это время владельцем Полотняного Завода был ее кузен Д.Д.Гончаров-младший (1873-1908). О днях, проведенных в гостеприимной усадьбе, в атмосфере гончаровского дома, художница рассказывала много лет спустя в Париже Марине Цветаевой: «Там я много работала…если бы Вы знали, что такое что такое Полотняный Завод — та жизнь! Нигде, нигде на свете, ни до, ни после, я не чувствовала — такого счастья, не о себе говорю, в воздухе — счастья, счастливости самого воздуха! Вечный праздник и вечная праздность, — все располагало: лестницы, аллеи, пруды… С утра пенье, а я с утра — дверь на крюк. Что бы там ни пелось — дверь на крюк. Потому что иначе нельзя: не сейчас — так никогда. Ну, успею переодеться к обеду — переодеваюсь, а то так, в рабочем балахоне…»

Наталья Гончарова самая знаменитая художница-авангардистка своего времени, принимала участие во всех выставках неформальных художников. Порой её работы вызывали скандальный резонанс: так, в 1911 году с выставки «Бубнового валета» была снята картина «Бог плодородия», в 1912 году церковная цензура выступила против цикла «Евангелисты», экспонированного на выставке «Ослиный хвост».

В 1910 годах М.Ф.Ларионов, вдохновленный идеями теоретика футуризма Маринетти, придумал концепцию «лучизма» как направления в искусстве. Новое течение авангарда было провозглашено в 1913 году, и в это же время вышел в свет манифест Ларионова , в котором художник преподнес идеи футуристов о господстве эры технического прогресса, об отрицании индивидуального начала в искусстве, о приоритете художественных средств. Н.Гончарова подхватывает новаторские идеи супруга и создает ряд работ, опираясь на концепцию «лучизма»: «Кошка» ( лучистое восприятие розового, черного, желтого) 1913г., «Орхидеи» 1913 г. и «Лучистые лилии» 1913 г. Среди футуристических произведений того времени, принесших ей известность, «Велосипедист» 1913 г., «Аэроплан под поездом» 1913 г., «Фабрика» 1912 г.

В 1915 году Н.С.Гончарова по приглашению С.П.Дягилева уехала в Париж и в 1920-е годы она стала одним из ведущих художников-декораторов антрепризы Дягилева «Русские сезоны за границей», а позднее, в 1930-1940-е годы, работала со многими западноевропейскими театрами. Среди ее работ – эскизы декораций и костюмов к пушкинским постановкам «Золотой петушок» (1914 г, новая версия 1937 г.) и «Сказка о царе Салтане» (1932 г.) на музыку Н.А.Римского-Корсакова.

О Гончаровой писали многие, и среди них почтенные искусствоведы – от Якова Тугендхольда и Абрама Эфроса до Глеба Поспелова и Джона Болта (JohnBowlt).Но никто не сказал о ней острее и тоньше, чем Марина Цветаева : «Гончарова не в двоюродную бабку пошла, а в сводного деда. Гончарова вместе с Пушкиным смело может сказать: «Я сама народ».Сама Гончарова говорила мало - сохранились ее письма, но лучшие ее слова мы встречаем у той же Цветаевой : «Хотела на Восток, попала на Запад…»

Наследие художницы – дополняющие друг друга живопись и графика – от легкого домашнего импрессионизма к вопящим красками крестьянским сценам, от строгих евангельских полотен к лучистым штудиям хранится в музеях и частных коллекциях по всему миру. По описаниям могло бы показаться, что ее работы – это переходы от одной художественной моды к другой, но это не так. Весь этот путь – путь странного, дикого, самопоглощающего таланта, который, как бы ни говорил, говорить будет всегда на своем языке.

Бабы с граблями. 1907 год

Х..м. Копия

Серпуховский историко-художественный музей


Шабат. 1909 (1910 ?) год

Х..м. Копия

Государственный музей изобразительных искусств

республики Татарстан


Хоровод. 1910 г.

Х..м. Копия

Серпуховский историко-художественный музей


Мать. 1910 г.

Х..м. Копия

Пензенская областная картинная галерея им. К.А.Савицкого


Пионы. 1910 г.

Х..м. Копия

Рязанский государственный областной художественный музей

им. И. П.Пожалостина


Жатва. 1910 г.

Х..м. Копия

Омский областной музей изобразительных искусств

им. М. А.Врубеля


Лучистые лилии. 1910 г.

Х..м. Копия

Пермская государственная художественная галерея


Жатва. 1910 (1913 ?) г.

Набросок.

Русский музей, Санкт-Петербург 2013 г.


Иней. 1911 г.

Х..м. Копия

Русский музей, Санкт-Петербург 2013 г.


Сбор плодов. 1911 г.

Х..м. Копия

Русский музей, Санкт-Петербург 2013 г.


Прачки. 1911 г.

Х..м. Копия

Русский музей, Санкт-Петербург 2013 г.


Крестьяне собирающие виноград. 1912 г.

Х..м. Копия

Башкирский государственный художественный музей

им. М. В. Нестерова


Пейзаж с поездом. 1913 г.

Х..м. Копия

Государственный музей изобразительных искусств

республики Татарстан


Велосипедист. 1913 г.

Х..м. Копия

Русский музей, Санкт-Петербург 2013 г.


Полотняный Завод. 1910 - 1914 г.

Х..м. Копия

Государственный музей А.С.Пушкина