Главный дом усадьбы

Интерьеры главного дома усадьбы Гончаровых

В начале XXстолетия Полотняный Завод посещал живописец, график и литератор А.В. Средин. На сделанных им фотографиях во всём великолепии запечатлены интерьеры комнат второго парадного этажа дома Гончаровых. Эти снимки послужили важнейшим источником для реставраторов гончаровской усадьбы.

Парадная анфилада.Фото А.В. Средина. 1910 г.
Гостиная. Фото А.В. Средина. 1910 г.

Ранее первый этаж дома был служебным, второй – парадная анфилада комнат, третий – жилые помещения. Дом поражал роскошью своего убранства. Стены комнат второго парадного этажа были обтянуты дорогими тканями (сафьян, шёлк, китайский ситец и т.д.). Паркетные полы в комнатах были набраны из различных пород дерева. По широкой дубовой лестнице хозяева и гости поднимались на второй парадный этаж.

Парадная анфилада комнат открывалась просторным светлым залом, где устраивались семейные танцевальные вечера. В настоящее время это один из выставочных залов. Здесь представлены полотна московской художницы Ольги Крестовской с изображением старинных русских усадеб, органично вписавшиеся в интерьер зала.

Кабинет

Одна из главных комнат в доме, где решались важнейшие вопросы.

На одной из стен находится портрет А.А.Гончарова (прапрадед Н.Н.Пушкиной) – кисти неизвестного живописца XVIII в. Рядом портреты старшего сына хозяина Николая Афанасьевича и невестки Екатерины Андреевны. Символично , что напротив портрета хозяина находится портрет императора Петра I, с чьего Указа началось становление и развитие Полотняного Завода как промышленного посёлка. Вплоть до 1917 года в кабинете находились многочисленные фамильные портреты в овальных и прямоугольных рамках, стояло три шкафа с книгами, и размещалась коллекция оружия. Долгие годы в кабинете на рабочем столе стояла модель парусного судна как напоминание о былой славе гончаровского полотна.

В экспозиции представлена мемориальная мебель XVIII века: массивный рабочий стол из красного дерева в стиле «жакоб», стулья и кресла, сделанные в России в стиле английского мастера Томаса Чиппендейла, раздвижной шахматный столик, стул на котором, по семейному преданию, сидела Екатерина II.

В витрине - чаша кубка из кокосового ореха, украшенная медальонами с портретами Петра I, Екатерины I и Елизаветы Петровны. Эта маленькая, но совершенная в своём исполнении вещица, имеет символическое значение: когда-то предпринимательский талант А. А. Гончарова расцвёл при императорской поддержке.

В комнате – портрет Екатерины Великой предположительно работы придворного живописца Иоганна Лампи (старшего). Портрет происходит из Полотняного Завода. Императрица неоднократно проявляла свою монаршую благосклонность к семье Гончаровых. Её пребывание в Полотняном Заводе в декабре 1775 года свидетельствовало о признании и славе самого А. А. Гончарова и служил предметом гордости для его потомков.

Экспонируется мраморный барельеф-портрет А. А. Гончарова, некогда украшавший его надгробие в фамильной усыпальнице и перенесённый во второй половине XIX в. в главный дом. Надгробие с барельефом было заказано в Западной Европе в 1784 г. старшим сыном Афанасия Абрамовича Гончарова Николаем.

Комната при кабинете

Светлая уютная комната служила хозяину для отдыха. Из окон хорошо видны корпуса бумажной фабрики, западный фасад дома с балконом, а также обводной канал.

Представлена часть коллекции оружия, начало которой положил в свое время Афанасий Абрамович Гончаров, кому и обязана эта коллекция самыми древними образцами. Среди них особняком стоит клинок, на котором с разных сторон выгравированы надписи «ANNO 1584» и «INTOLETVM». Он напоминает «меч правосудия» из испанского города Толедо, предназначенный для казни. Особого внимания заслуживает шпага старшего брата Н.Н. Пушкиной Дмитрия Николаевича Гончарова 1-й пол.XIX в., прилагавшаяся к гражданскому мундиру. В коллекции представлена и наградная офицерская сабля образца 1827 г. с надписью «За храбрость», к которой полагался орден св. Анны IV степени. Известно, что таким оружием был награжден средний брат Н.Н.Пушкиной Иван Николаевич Гончаров за отличия, проявленные в военных действиях. Оружие собирали и далекие потомки А.А.Гончарова.

На западной стене - литографический портрет Сергея Николаевича Гончарова – младшего брата Н.Н.Пушкиной. В годы военной службы он дружил с А.С.Пушкиным, некоторое время жил в семье поэта, питал к Александру Сергеевичу чувство искренней привязанности и глубокого уважения. Единственный из семейства Гончаровых оставил о поэте мемуары. Здесь же портрет Дмитрия Николаевича Гончарова - старшего брата Н.Н.Пушкиной.

Экспонируется мебельный гарнитур для гостиной в стиле «русский жакоб», находившийся в московском доме С.Н.Гончарова: два кресла, шесть стульев, стол и софа 2-й пол.XIX в. (обивка нач. XXI в.) из красного дерева. Гарнитур был подарен музею-заповеднику в феврале 2015 г., к 200-летию С.Н.Гончарова, его праправнучкой Татьяной Леонидовной Кильчевской - (г.Москва).

Столовая

Столовая была второй по величине и убранству помещением в парадной анфиладе. К сожалению, не сохранилось сведений о первоначальном убранстве этой комнаты. В 1791 г. стены и потолок столовой украсили лепниной в лаконичных геометрических формах и изящными пейзажами в трёх десюдепортах, сюжеты которых отразили достопримечательности усадьбы: церковь Спаса Преображения, построенная в 1741 г., старинная плотина и мельница на реке Суходрев, а также один из корпусов гончаровской парусной мануфактуры.

В 30-х гг. XIX в. в столовой находился круглый раздвижной стол-«сороконожка», 18 обитых атласом кресел, 2 круглые люстры. В простенках между окнами висели 2 круглых зеркала. В углах комнаты стояли камины из светлого кафеля.

В 1837 и 1853 гг. живописец Иван Макаров обновил роспись стен и потолка. До начала XX в.отделка комнаты сохранялась практически в неизменном виде, но мебель заменялась несколько раз.

Экспозиция воссоздаёт интерьер столовой конца XVIII в.: мемориальный круглый раздвижной стол из орехового дерева со спущенными полами на петлях третьей четверти XVIII в., столовый сервиз из английского фаянса первой пол. XIX в. на стене 2 акватинты: «Охота на льва» и «Охота на тигра», появившиеся в убранстве столовой в 1840-х гг.

Гостиная

Занимает центральное место в парадной анфиладе комнат. В XIX в. стены гостиной были обтянуты декоративной парусиной бирюзового цвета. В настоящее время они покрашены в такой же цвет. В прежние времена господа Гончаровы устраивали здесь музыкальные вечера.

Экспозиция воссоздает интерьер гостиной кон. XVIII – нач. XIXвв. Вдоль одной из стен стоит софа, ряд мемориальных кресел и стульев конца XVIII в., два столика «бобика» наборного дерева. Здесь же - клавикорды рубежа XVIII– XIX вв. и немецкий рояль фирмы «ErnstIrmler» 60-х гг. XIX в., подаренный к 200 –летию Н.Н. Гончаровой её потомками Т.Л. Кильчевской и А.А. Гончаровым. В обстановке гостиной присутствуют два круглых мемориальных стола с несколькими породами деревьев,один из которых сделан в 1839 г. крепостным мастером господ Гончаровых. На одном из каминов – две аптекарские кружки и ваза китайской работы с росписью эмалевыми красками по фарфору (1-я пол. XVIII в.).

В гостиной находилась портретная галерея господ Гончаровых. В настоящее время на одной из стен находятся мемориальные гравюры: Е.Ф. Канкрин, митрополит Московский Филарет, неизвестный с орденом на шее, К.В. Нессельроде. На другой стене – портреты членов семьи Гончаровых: Афанасий Николаевич Гончаров (копия), Варвара Афанасьевна Бибикова (копия), её супруг Илья Богданович Бибиков (копия), Иван Александрович Загряжский (неизв. худ. 2-ой пол. XVIIIв.), Александр Иванович Загряжский (неизв. худ. 2-ой пол. XVIIIв.), императрица Мария Федоровна (неизв. худ. 2-ой пол. XVIII в.), Наталья Ивановна Гончарова (копия), Николай Афанасьевич Гончаров (копия), Александра Николаевна Гончарова (копия), Дмитрий Николаевич Гончаров (копия), Елизавета Егоровна Гончарова (предположительно худ. А.Т. Болотов). Копии выполнены членом Союза художников РФ С.Н. Золотаревым (г. Калуга).

В настоящее время в этом зале организуются музыкальные и тематические вечера, концерты, новогодние представления.

Диванная

При господах Гончаровых облик комнаты отражал общеевропейское увлечение восточным искусством рубежа XVIII– XIX вв. Стены были обиты китайскими ситцами с букетиками цветов и фигурками китайцев под зонтиками, выполненных в терракотовой гамме, плафон расписан «на китайский вкус».

В 30-е гг. XIXв. в комнате находился полукруглый диван с шестнадцатью подушками. Стояло восемь кресел, обитых ситцем, большой круглый инкрустированный стол и два маленьких под цветами, в простенке висело зеркало, а под ним мраморный столик.

Комната освещалась светильником, выполненным в китайском стиле.

В хозяйственных документах 1842 г. диванную назвали китайской комнатой.

В настоящее время стены комнаты обиты холстом, расписанным китайскими мотивами, воссоздан полукруглый диван, рядом с которым помещен мемориальный круглый стол с грифонами, которые, по преданиям, приносили хозяевам счастье и удачу.

Важным элементом убранства интерьеров являлись предметы декоративно-прикладного искусства. В доме Гончаровых комнаты были украшены китайскими фарфоровыми вазами. В экспозиции диванной представлена китайская и японская посуда кон.XVIII- сер.XIX вв., а также японские деревянные шкафчики и китайский ларец с резным орнаментом на крышке.

По преданиям, эта комната была особенно любима А.С. Пушкиным во время его пребывания в Полотняном Заводе.

Мраморная спальня

Комната была отделана А.А.Гончаровым к приезду в Полотняный Завод императрицы Екатерины II, состоявшему 16 декабря 1775г.

В настоящее время воссоздана лишь часть комнаты: балкон, балюстрада, колонны с капителями пышными капителями, изящная лепнина с подвесками, орнамент в греческом стиле на потолке; бронзовая люстра с хрустальными подвесками XVIII века, софа, пуфы, стилизованные зеркала.

Интересно отметить, что полы в комнате не паркетные, а дощатые. В XVIII в. они были сделаны из ясеня, имевшего красивую золотистую древесину. Это удачно гармонировало с позолотой колонн.

При А.А. Гончарове стены комнаты были отделаны белоснежным искусственным мрамором, а сама комната продолжалась вглубь, где был альков с широкой дубовой кроватью под балдахином и двумя креслами, обитыми алым бархатом с серебряными позументами. Убранство комнаты отдалённо напоминало опочивальню императрицы в Царском Селе в Екатерининском дворце.

Воспроизведение скульптуры "Медная бабушка". Скульптор И.В. Макарова (г. Москва), 2009 г., бронза.

Также экспонируется «Медная бабушка» - миниатюрная копия статуи Екатерины II, заказанной А.А.Гончаровым с позволения императрицы немецкому скульптору В.Мейеру. Статуя была высотой 3 метра 20 см. (с постаментом – 4,20м) и весом около 3 тонн. Памятник, проданный в 1846 г. в город Екатеринослав, был утрачен в годы Великой Отечественной войны, и дальнейшая судьба его неизвестна.

Этой комнатой заканчивается парадная анфилада второго этажа.

Первая комната хозяйки

С этой комнаты начиналась жилая часть дома.

На одной из стен - портрет М. И. Кутузова (худ. Е. Е. Моисеенко с оригинала Дж. Доу - 20-е г. XIX в.). С 15 по 17 октября 1812 года в усадьбе Гончаровых располагалась Главная квартира русской армии и ставка главнокомандующего. За событиями тех дней можно проследить по дневнику А. Н. Гончарова. В витрине в воспроизведённом виде представлены документы, свидетельствующие о добровольных пожертвованиях Афанасия Николаевича для русской армии. Расходы хозяина Полотняного Завода составили сумму, сопоставимую с годовым доходом его бумажной мануфактуры. Здесь же листки из его дневника с записями о рождении внуков - единственный сохранившийся документ о дате и месте рождения Натальи Николаевны Гончаровой.

Над документами - её детский портрет, а также портреты братьев и сестер, отца Николая Афанасьевича, матери Натальи Ивановны (урожд. Загряжской), деда Афанасия Николаевича и бабушки Надежды Платоновны (в воспроизведениях). Представлены экспонаты, дающие представление о детстве Н.Н.Гончаровой, проведённом в Полотняном Заводе: прижизненное издание стихов А.С.Пушкина (1826г.) из библиотеки Гончаровых, часть которой расположена в находящемся рядом шкафу 1-й пол. XIX века, книги, по которым обучались дворянские дети в начале XIX в. Особый интерес представляет английский дорожный карабин с кремниевым ударным замком и откидным штыком (Лондон, 2-я пол.XVIIIв.)

Страницы из дневника А.Н. Гончарова (копия) с записью о рождении Натальи Гончаровой.

Внимание посетителей неизменно привлекает сделанное в XVIII веке в стиле «жакоб» зеркало – «псише». По поверьям в таких зеркалах отражалась душа человека. Возможно, именно это зеркало вспоминал А.С. Пушкин, когда писал своей красавице- жене: «Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с лицом твоим ничего сравнить нельзя на свете… А душу твою люблю я еще более твоего лица». Приезжая в Полотняный Завод, все потомки Гончаровых непременно смотрятся в это зеркало.

Из других мемориальных предметов - два левкасных кресла (2-я пол.XVIII века), круглый столик из ореха (1-я пол.XIXвека). Вся мебель происходит из Полотняного Завода.

Вторая комната хозяйки

Экспозиция посвящена важнейшей странице в жизни Полотняного Завода - посещению имения Гончаровых А.С.Пушкиным в конце мая 1830-го и в августе 1834 г.

Представлены копии портретов поэта и его окружения в данный период, письма А.С.Пушкина к супруге и её родственникам (с апреля 1830 г. до конца августа 1834г.) Особого внимания заслуживает автограф (в воспроизведении), данный А.С. Пушкиным книготорговцу из Калуги И.Ф.Антипину и его приятелю Ф.И.Абакумову, приходившим пешком в мае 1830-го г. поздравить Поэта с днём рождения. В одной из витрин - «Регистр книгам у г. А.С.Пушкина», где перечислены 82 книги, отобранные поэтом и, вероятно, увезённые в Петербург из библиотеки Гончаровых. Среди книг значились и произведения самого Поэта. Регистр принадлежит к числу главных экспонатов музея. Особый интерес представляет часть французского фарфорового сервиза: чайник с крышкой и сливочник на подносе, подаренные музею внучкой последних владельцев усадьбы Натальей Глебовной Гончаровой (г. Москва).

Вниманию посетителей предлагается литография 1837 г. «Вид губернского города Калуги», некогда находившаяся в доме Гончаровых.

Интересно отметить, что Пушкин не любил Калугу и не удостоил её своим посещением. В одном из писем к жене, гостившей в Полотняном Заводе, поэт просит: «Пожалуйста, мой друг, не езди в Калугу. С кем там тебе знаться?» И здесь же – восторженный отзыв Пушкина о Полотняном Заводе: «Боже мой! кабы Заводы были мои, так меня бы в Петербург не заманили и московским калачом. Жил бы себе барином.»

Из коллекции мебели - два кресла в стиле ампир с фанеровкой из красного дерева с изображением Вакха (1-я пол.XIXвека), ломберный стол, инкрустированный перламутром и слоновой костью (2-я пол. XVIII в.).

Детская комната

Экспозиция зала посвящена жизни семьи Пушкиных с сентября 1834 по январь 1837г., пребыванию Н.Н.Пушкиной с детьми в Полотняном Заводе (февраль 1837г. - ноябрь1838г.) после смерти поэта, её жизни в Петербурге, поездкам в Михайловское, второму замужеству(1844г.), судьбе её сестёр и братьев.

В экспозиции в воспроизведениях представлена обширная переписка Гончаровых, дающая представление о жизни семьи в этот период, а также копии портретов многочисленных родственников Н.Н.Пушкиной.

В одной из витрин находится уникальный экспонат: журнал «Современник» (1836г.), напечатанный на гончаровской бумаге, о чём свидетельствует страничка из расходной книги за 1835-1836 гг. Здесь же экспонаты, напоминающие о трагических днях осени и зимы 1836-1837 гг. Рядом - том из посмертного издания сочинений А.С. Пушкина 1838г., доходы с которого шли в пользу вдовы и детей.

Мебель представлена стульями с наборной мозаикой в технике «маркетри», мемориальным восьмигранным столиком из карельской берёзы 1-й пол. XIX века. На столе шкатулка с письмом А.С.Пушкина бывшему управляющему Гончаровых С.Г.Квасникову от 8 октября 1834 г. с поручением явиться на торги и купить для него сельцо Никулино. Покупка не состоялась. Над столом – портрет А. С. Пушкина - литография с оригинала О.Кипренского 1827 года, а также бюро, над которым – малоизвестный портрет Н.Н.Пушкиной в годы траура,красноречиво отражающий всю глубину и горечь её утраты.

Наряду с этим экспонируется прижизненный портрет (литография) Ж. Дантеса-Геккерна. Рядом – прижизненный акварельный портрет племянника Н.Н. Пушкиной Д. Д. Гончарова-старшего. На другой стене - портрет Николая I – офорт с рисунка Д.Викберлингера (1830). Происходят из портретной галереи Полотняного Завода.

Наряду с этим экспонируется прижизненный портрет (литография) Ж. Дантеса-Геккерна, волею судьбы ставшего в роковом январе 1837 года мужем старшей сестры Натальи Николаевны Екатерины Гончаровой. Рядом – прижизненный акварельный портрет племянника Н.Н. Пушкиной Д. Д. Гончарова - старшего. Оба портрета ранее находились в Полотняном Заводе.

Бежевый зал

Тема экспозиции – память об А.С.Пушкине в Полотняном Заводе. При входе в зал - портрет поэта (гравюра Т. Райта кон. XIX в.).

В одной из витрин - фрагмент экспозиции «Народная библиотека–читальня в Полотняном Заводе». Копии документов того времени отражают прогрессивные социал-демократические взгляды последнего хозяина усадьбы Д. Д.Гончарова-мл. и его супруги. Рядом в воспроизведении - документы, имеющие отношение к открытию и работе Народной библиотеки и книги из неё. Здесь же фотопортрет учредительницы Народной библиотеки О.К.Гончаровой и фотография книжного магазина И.Антипина в торговых рядах Калуги кон. XIX века, в котором Гончаровы покупали книги для Народной библиотеки. На стене - лубок «Старик и старуха» кон. XIX в.

Следующий фрагмент экспозиции – «Народный театр в Полотняном Заводе». В витрине - фотографии Дмитрия Дмитриевича и Веры Константиновны Гончаровых во время спектаклей, предметы театрального реквизита, программы театральных постановок.

В экспозиции присутствуют экспонаты из коллекции дарений: портрет Т. Е. Новиковой и часть принадлежавшего ей фаянсового сервиза – подарка Гончаровых. Предметы переданы в дар музею внучкой Т. Е. Новиковой А. В. Петелько (г. Калуга). Из мемориальных экспонатов - полотно неизвестного художника кон. XIX в. «Река Суходрев около Полотняного Завода».

В этом зале живут певчие кенары, как напоминание о редком и необычном «канареечном» промысле, процветавшем в Полотняном Заводе до 1917 г. Звонкие трели птиц необычайно оживляют музейную атмосферу и неизменно вызывают улыбки на лицах посетителей.

Бильярдная комната

Бывшая бильярдная господ Гончаровых ныне является одним из выставочных залов музея. С сентября 2016 г. там находится выставка «Музыкальная мозаика» из фондов Калужского объединенного музея-заповедника, одного из старейших музеев России.

«Семейство» музыкальных инструментов на выставке представлено ударными, духовыми (деревянными), струнными, язычковыми инструментами. Впервые, после реставрации, экспонируется арфа, на которой играли в семье М.М.Любимова в Перемышльском уезде Калужской губернии. Цитра – щипковый музыкальный инструмент. Такие инструменты когда-то делались в Медынском уезде. Трещотка сопровождала свадебный обряд во многих селах и деревнях губернии. Представлены флейты русского и иностранного производств, мандолина, гармони. Особую группу составляют музыкальные шкатулки. Удивительным предметом являются часы-картина «Обезьяний оркестр» - художественная копия с подлинника, который экспонируется в Калужском объединенном музее-заповеднике. Подлинник выполнен во Франции, в Париже во второй половине XIX века.

Продолжением выставки является основная экспозиция музея-заповедника Полотняный Завод. В парадной гостиной представлены клавишные инструменты: клавикорды и рояль. Музыка в семье Гончаровых занимала особое место. Николай Афанасьевич Гончаров, отец Натальи Николаевны, был человеком музыкально одаренным, играл на скрипке, виолончели. Сама Наталья Николаевна и её сестры великолепно танцевали, играли на клавикордах.

Их дедушка Афанасий Николаевич имел целых три оркестра, в том числе особый оркестр роговой музыки для выезда на охоту. А вот последние владельцы дома Дмитрий Дмитриевич Гончаров - младший и его супруга Вера Константиновна даже устроили в усадьбе театр для народа, на сцене которого ставились и пьесы, и музыкальные спектакли. Сами господа зачастую исполняли в этих спектаклях главные партии.

Родословное древо рода Гончаровых, составленное в 1999 г. краеведом из Подмосковья Г. Ровенским.